С самого детства меня интересуют вопросы устройства человечества, как системы, и человека, как ее элемента. Как работает эта система? Как она устроена? Можно ли ее улучшить? Как можно улучшить свою жизнь, став более эффективным элементом этой системы?
В своем поиске я сравниваю человека с нейроном мозга или с клеткой тела, а человечество в целом — со сложным многоклеточным организмом. Естественно, каждый организм преследует свои цели связанные развитием, выживанием и улучшением своих условий существования, как с помощью адаптации, так и с помощью изменения окружающей среды. Однако, если на уровне отдельного человека выявить данные цели и методы достижения довольно просто, то проследить подобное за человечеством в целом (без привязки к интересам отдельных личностей) — весьма трудоемкая задача.
В относительно небольшом цикле статей я попробую изложить соображения, на которые опираюсь в своем поиске и которые позволяют потихоньку собирать эту головоломку.
В качестве отправной точки для последующих рассуждений я бы предложил рассмотреть качества, отличающие человека от всех остальных живых существ. Английский ученый Чарльз Пастернак в своей книге «Поиск. Сущность человечества» (Charles Pasternak, Quest. The Essence of Humanity) выделяет четыре основных качества: прямохождение, умение работать руками, наличие речи и большое количество кортикальных нейронов.
Вслед за Пастернаком, я объединю эти качества в две группы.
Первая группа, — это прямохождение и расположение большого пальца на кисти рук.
Прямохождение освободило человеку руки от участия в перемещении, и позволило использовать их для других целей. Хотя, существуют мнения, что строение нашего позвоночника не до конца приспособлено к прямохождению. Следствием нагрузок, к которым строение спины не до конца адаптировано, является довольно высокая вероятность появления искривления позвоночника, остеохондроза и других болезней спины. Однако, если это цена за обретение столь важного качества, то это не так уж и много.
Строение кисти — еще одно важное качество, которое, на мой взгляд, тесно связано с первым. Расположение и подвижность большого пальца дает человеку широкие возможности по манипулированию предметами, которые, например, для шимпанзе не доступны в силу анатомических особенностей.
В сумме указанные выше качества дают человеку преимущество в виде уникального инструмента для взаимодействия с окружающим миром. Наличие одних только этих качеств у любого другого вида существ дало бы им огромное преимущество над конкурентами. Однако, я склонен полагать что вторая группа качеств более значима с точки зрения развития человечества.
Ко второй группе я отношу строение гортани и преобладание неокортекса в коре головного мозга.
У новорожденного ребенка расположение гортани очень схоже с расположением гортани шимпанзе. Младенец, так же как и взрослая обезьяна, может дышать и глотать одновременно. Начиная с 1,5 — 2 лет, гортань человека начинает изменяться и завершается этот процесс примерно в возрасте 14 лет. Благодаря этим изменениям, человек утрачивает способность совмещать дыхание и глотание, но в замен получает способность издавать более разнообразные звуки. Эта способность открывает нам потенциал к появлению качественно нового инструмента — речи. Следующее качество раскрывает этот потенциал.
Неокортекс, или Новая Кора, — это область головного мозга, которая составляет около 90% коры головного мозга. У низших млекопитающих данная область существует лишь в зачатке. Я разделяю убеждения исследователя Джеффа Хоккинса (Jeff Hawkins) относительно того, что именно неокортекс отвечает за появление разума. Разум же, является уникальным инструментом по сбору, обработке, интерпретации и интеграции получаемого опыта.
Наличие речи позволяет разуму не только индивидуально аккумулировать получаемый опыт, но и эффективно передавать полученный опыт другим представителям своего вида. В свою очередь, это усиливает роль так называемой второй сигнальной системы в изменении и формировании человеческого поведения.
До появления этого инструмента, живые организмы довольствовались лишь двумя способами передачи опыта: через ДНК и через обучение примером.
Первый способ самый древний, он доступен практически всем формам жизни. Однако на внесение изменений в ДНК требуется очень много времени, и для «обучения» представителям вида, имеющего только данный способ трансляции опыта, необходимо наступать на одни и те же «грабли» в течении множества поколений.
Обучение на личном примере доступно животным, которые склонны к воспитанию своего потомства. Принцип «Увидел — повтори», активно используется и людьми в качестве одного из основных методов тренировки. По утверждению Альберта Эйнштейна, именно эта форма обучения является наиболее эффективной. Бесспорно, данный способ обладает преимуществом в скорости передачи опыта относительно предыдущего метода. Однако он частично утрачивает свою надежность в плане фиксации переданного опыта. В то время как «записанное в ДНК» крайне сложно изменить (хотя текущий уровень развития технологии позволяет это сделать), внести изменения в опыт, полученный подражанием и повторением, вполне можно изменением объекта подражания и большим количеством новых повторений. Второй момент — необходимость наличия объекта подражания в сенсорной доступности. Необходимо увидеть, услышать, ощутить источник нового опыта.
В дополнение к вышеперечисленным способам, человек имеет третий и уникальный метод — обучение через информирование. Нам достаточно просто сказать, что переход дороги на красный свет чреват неприятной встречей с автомобилем. Нет необходимости демонстрировать это личным примером или предлагать испытать это на своей шкуре. Явное преимущество — скорость передачи опыта. Явный недостаток — низкая надежность. В некоторых случаях нам могут не поверить, что не стоит хвататься за раскаленную кочергу и все же потребуется либо наглядный пример, либо личный печальный опыт.
И так, что мы имеем?
Благодаря наличию речи и разума, человек способен передать свой опыт и знания другому человеку в достаточно сжатые сроки. А наличие рук, как эффективного манипулятора, позволяет создать внешние носители для хранения транслируемого опыта и расширения круга его возможных получателей.
Таким внешним носителем может быть письменность, рисунки, жесты, аудио- и видео-информация. Привлекая внешний носитель к трансляции знаний мы еще больше увеличиваем степень доступности этих знаний. Например, читая сейчас этот текст, вы осуществляете процесс передачи вам моего опыта, притом что моего личного присутствия для этого не требуется. В тоже время усиливается и недостаток. То, что вы сейчас прочтете, будет усвоено не более чем на 10% (это зависит от условий в которых вы сейчас находитесь, текущего настроения и множества других факторов). Более того, вы лишены возможности уточнить что-то или проверить правильность вашей интерпретации, что возможно при личном общении.
Но даже при описанных выше недостатках, возможность сохранять накопленный опыт на внешнем носителе, на мой взгляд, является одним из ключевых свойств, которое позволило человеку добиться того, что он имеет сейчас.