Самое близкое мне определение игры дал Сид Мейер: «Игра — последовательность интересных выборов». В оригинале «A game is a series of meaningful choices» или «A [good] game is a series of interesting choices».
Лично мне даже ближе выражение «значимых (meaningful) выборов», нежели «интересных».
Поясню свою позицию. Игра во многом интересна тем, что мы можем в условиях определенной системы, описанной правилами игры, принять решение и в деталях увидеть все его последствия. Более того, у нас есть возможность вернуться назад, принять иное решение и увидеть альтернативный вариант развития событий. У нас есть возможность сравнить последствия различных решений и понять, какое решение лучше.
Ценен и интересен сам момент принятия решения. Когда мы, основываясь на своих прогнозах, предположениях, надеждах и желаниях, опираясь на имеющийся опыт, совершаем выбор в пользу того или иного решения.
С этой точки зрения «Змеи и Лестницы» для меня не интересная игра, как и не игра вовсе. Конечно, если не считать решением выбор момента для броска кубиков и метода совершения этого самого броска.
А что в реальности?
В отличии от игры, реальность не дает нам возможности рассмотреть долгосрочные последствия альтернативных выборов. Можно построить альтернативные варианты событий в своем воображении, но о какой либо достоверности таких построений даже говорить не приходится. Можно сколько угодно думать «что было бы, если бы…», так и не получив возможности проверить правоту своих предположений.
Более того, мы даже не в силах оценить все последствия уже сделанного выбора.
Игра конечна. Мы можем проследить всю цепочку событий, последовавших за нашим решением до самого конца игры. В реальности принятое нами решение становится звеном бесконечной цепи событий. И представить какими «эффектами бабочки» обернется сделанный нами выбор весьма затруднительно. Вполне удачное решение на текущий момент может оказаться катастрофическим в далекой перспективе. Ровно как и наоборот, сегодняшняя ошибка может обернуться успехом спустя множество лет.
Вдобавок, реальность еще и значительно сложнее любых правил любой игры. Ученые уже тысячелетиями бьются над выяснением законов, по которым работает наш мир, и не сказать, чтобы все стало предельно понятным. И даже если станет, какова вероятность что получившаяся система закономерностей сможет уместиться в голове одного человека? В сложной системе очевидно правильное решение является неверным.
Получается, что принятие решения в реальности значительно сложнее, чем в игре. Как минимум по трем причинам:
Первая причина — сложность системы. Любая игра, это довольно простая система правил, которая в большинстве случаев может вполне уместиться в нашей голове и стать понятной и предсказуемой. Реальность несоизмеримо более сложная и непредсказуемая.
Вторая причина — бесконечность последствий. Реальность для нас завершится лишь в момент нашей смерти, но даже тогда последствия наших решений продолжат существовать.
Третья причина — линейность развития событий. Нет никаких возможностей вернуться назад и передумать, переиграть, принять другое решение. Мы вынуждены существовать в одной единственной цепочке событий.
Выходит, что мы живем в реальности, в которой не способны оценить верность принимаемых нами решений, но вынуждены безальтернативно принимать все их последствия. Такое положение дел способно фрустрировать любого.
Немудрено, что психика придумала множество механизмов защиты: судьба, высшие силы, предназначение, фатализм, возможноть «переиграть» все в следующей жизни и многое другое. Осознавая это или нет, люди пытаются облегчить бремя принятия решений.
Например, так легко, когда решения принимает кто-то другой. Если он оказался не прав и мы пострадали, то он и виноват, ему исправлять содеянное и расплачиваться за ошибку. Если же он оказался прав и нам хорошо, то какая разница кто стал тому причиной?
И все же решения принимать надо. Как в ставшей знаменитой шутке:
— Доктор, что мне принимать, чтобы стать счастливой?
— Решения.
Как же быть?
Позволю себе небольшое философское отступление.
В свое время меня глубоко зацепила фраза, высказанная персонажем игры «Мор (Утопия)»: «Воля сделает любой выбор правильным». Для себя я осмыслил и трактовал это высказывание следующим образом:
Раз мы не в силах объективно оценить верность тех или иных решений, все что нам остается — это иметь смелость принимать решения и их последствия, какими бы те не были. Достаточно считать решение «правильным» за то, что мы приняли его сами, опираясь на свой опыт, взгляды, принципы, предположения и соображения. За то, что мы согласны принять ответственность за все последствия принятого нами решения. А что такое ответственность? Отчасти это способность держать ответ за свои решения. Готовность ответить на вопрос почему решение было именно таким.
Для того, чтобы иметь силы придерживаться такой позиции нужна воля. Которая, в итоге, и делает любой наш выбор правильным.
«Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели. На самом же деле мы не бессильны, а безвольны.»
Франсуа де Ларошфуко
Возвращаясь к играм
Игры дают нам возможность принимать решения в куда более понятной, конечной и нелинейной системе. В которой мы легко можем понять какое решение верно, а какое — нет. В которой мы можем легко исправить свои ошибки, начать заново. При должном опыте мы начинаем успешно выходить из практически любой игровой ситуации, подавляющее большинство принимаемых нами решений верны. А даже если и нет, то мы достаточно быстро это понимаем и в силах разобраться, как в следующий раз избежать ошибки.
Это создает иллюзию временного решения экзистенциальной проблемы принятия решений. Создает благотворную почву для эскапизма в понятный и прогнозируемый мир, в котором гораздо легче быть правым. Но это темная сторона медали.
А есть и светлая. Те же самые игры, как упрощенные модели реальности, можно использовать для изучения системных паттернов в различных ситуациях. Использовать игры как тренажер для принятия решений. В каких-то простых ситуациях это позволит нам совершать меньше ошибок. В более сложных ситуациях, где оценить верность решения не представляется возможным, это может придать смелости и силы принимать решения и их последствия. Укрепить нашу волю перед лицом выбора.
Позволю себе перефразировать высказывание Сида Мейера, проведя параллель между играми и реальной жизнью:
Жизнь — это последовательность значимых выборов.