Что есть «Я»?

Вторая статья из цикла, посвященного взгляду на человечество как на целостную систему. Предыдущая статья тут.

В этой и последующих 5 публикациях я позволю себе небольшой отход в сторону. А именно выложу те соображения, которые были у меня в конце 2012 — начале 2013 годов, еще до знакомства с работами Ричарда Докинза и теорией мемов. Конечно, знакомство с теорией мемов для меня было откровением, которое многие вещи расставило по местам. Однако я рискну предположить, что эти ранние измышления послужат читателю хорошей и плодородной почвой, на которой позже легче будет вырастить понимание выводов из теории мемов.

В отличии от первой статьи, в грядущих будет гораздо больше собственных скромных предположений и рискованных утверждений, которые искушенный исследователь легко сможет подвергнуть критике. И этой критике я буду только рад, так как считаю все сказанное ниже лишь промежуточными результатами поискового процесса. До сколь-либо значимой «истины» мне еще очень далеко.


Желая понять что из себя представляет система, состоящая из людей, неизбежно столкнулся с задачей понимания отдельных элементов этой системы. Можно, конечно, изучать что и как делает мозг, но гораздо проще выяснять это, разобравшись с устройством нейронов его составляющих.

Некоторые составляющие человеческого тела

По части биологической составляющей человека на протяжении сотен лет прокопано уже достаточно глубоко, чтобы сейчас искусственно создавать элементы человеческого тела, а то и вовсе претендовать на создание полностью искусственного вместилища для человеческого сознания.

Однако помимо биологической составляющей, у человека есть еще и психологическая, которая до сих пор остается мало изученной. Что-то подсказывает мне, что эта составляющая ничуть не менее важна для ответов на интересующие меня вопросы. И краеугольным камнем тут служит понимание того, чем является личность. Что создает то самое самоощущение «Я» в человеке.

Поэтому я предлагаю сейчас определиться в понимании того, что собой представляет наше «Я». Сразу оговорюсь, что сейчас на рассмотрение выносится точка зрения автора, имеющая значение в рамках поставленной исследовательской задачи. Достоверный ответ на этот вопрос, боюсь, сейчас не способен дать никто. Данная тема остается открытой для исследования.

Второй момент, которой бы хотелось оговорить перед продолжением нашей беседы, будет связан с непосредственными взглядами на саму природу человека. Лично я склонен рассматривать человека как исключительно материальный объект. И, дабы не ввязываться в длительные дискуссии о существовании души и различных астральных тел, предлагаю вынести подобные взгляды за скобки. Даже если же вы со мной категорически не согласны в данном вопросе, я могу предложить вам расширить свой кругозор и на непродолжительное время представить, что человек — это сложный биологический механизм и не более того.

Сделав необходимые оговорки, вернемся к рассматриваемому вопросу.

Что же такое «Я» и где оно находится? Психология на своем текущем этапе развития склонна связывать между собой понятия «Я» и высшую нервную деятельность. Ключевой орган, осуществляющий данную деятельность — человеческий мозг.

Мозг состоит из различных тканей и клеток, и главную роль в его работе играют нейроны. Нейрон, как отдельная единица, относительно прост — он способен принимать сигналы от других нейронов, и на основе этих сигналов передавать собственный. А вот сеть, образованная множеством нейронов, является весьма сложной системой. В целом ключевой механизм мозга представляет собой удивительную по своей сложности совокупность различного рода связей между десятками миллиардов нейронов (это не считая глиальных клеток, которых на порядок больше и степень участия которых в процессе нервной деятельности до сих пор неизвестна).

Главное свойство этой сложной системы нейронов — это способность к изменению своего функционирования, исходя из поступающих сигналов. В искусственных нейронных сетях этот процесс называется обучением. Не вдаваясь в подробности, я позволю себе ограничиться следующим дилетантским утверждением: биологическая нейронная сеть способна учиться.

Позволю себе еще немного невежества и уточню, что под обучением в данном случае я подразумеваю процесс получения опыта и интеграции оного с предыдущим. Под полученным опытом я подразумеваю воспринятую информацию, изменяющую работу системы. Под накопленным опытом я подразумеваю сложившиеся, благодаря ранее полученному опыту, «правила» работы системы.

Строение нейрона

Исходя из этих утверждений, мозг занимается накоплением опыта и принятием решений на основе накопленного ранее опыта. Специалисты наверняка поправят меня, добавив что мозг так же занимается управлением процессом кровообращения, координацией движений и множеством других важных дел. И будут правы. Со своей стороны могу лишь предположить, что в конечном итоге все функционирование нервной сети сводится к процессу обучения и использованию результатов этого обучения. Например, в случае неудачной координации движений чувствительный участок нервной системы передаст в ответственную за координацию область мозга сигнал, что мы больно ударились пятой точкой. В ответ на этот сигнал, среди прочих экстренных мер, последуют перемены в законах подачи сигналов о движении, с целью исключить повторение подобных инцидентов.

Что мы получаем в результате нехитрой логической цепочки? Если «Я» связано с разумом, разум — с мозгом, а мозг — с обучающейся нейронной системой, то «Я» связано с опытом, накопленным сетью нейронов. Поскольку сам по себе нейрон — лишь клетка, которая несет в себе кусочек информации о накопленном опыте, то позволю себе дерзкое предположение: «Я» — это совокупность опыта, накопленного биологической нейронной сетью.

Что из этого следует? Если придерживаться данного предположения, то «Я» формируется ровно в тот момент, как сформировавшаяся нервная система начинает учиться (а начинается это еще в утробе матери). «Я» развивается и изменяется с новым полученным опытом. И «Я» исчезает, когда этот опыт (как целостная система), утрачивается.

Частичная потеря опыта или добавление нового приводит к изменению «Я». И чем значительнее утерянный или приобретенный опыт, тем сильнее заметна разница между полученным «Я» и исходным.

«Я» является динамической системой накопленного опыта, а не каким-либо статичным явлением. Поскольку само функционирование биологической нейронной сети связано с постоянным приобретением нового опыта, то и «Я» постоянно претерпевает изменения.

В качестве пищи для ума и воображения, добавлю к вышесказанному несколько выводов из разряда научной фантастики.

Если удастся полностью скопировать собранный опыт и обеспечить его сохранность и дальнейшие обучение — то таким образом создается точная копия «Я». Если же обеспечить бесконечно долгое и существование созданной системы, то данное «Я» получает бессмертие.

В свою очередь, если каким-то образом удастся полностью удалить весь собранный нейронной сетью опыт (до такой степени, что человеку заново нужно будет учиться дышать) и при этом обеспечить поддержание нормального функционирования тела в процессе обучения «с нуля», то фактически произойдет полное уничтожение существовавшего «Я» и рождение на его месте совершенно иного.

Если вырастить клона, используя текущие технологии в этой области, то мы получим почти идентичную физическую копию человека, но это будет уже другая личность. Для создания идентичной личности необходимо будет привить накопленный оригиналом опыт максимально идентичным образом (что настолько трудно, что я даже не возьмусь предсказывать через сколько столетий это станет возможным).

И, наконец, если создать полностью искусственную механическую нейронную сеть, способную функционировать идентично биологической сети, и каким-то образом перенести в нее опыт, накопленной некой биологической сетью, то получившаяся искусственная сеть будет идентифицировать себя как исходное «Я», переселенное в искусственное вместилище. Однако прежнее «Я», находящееся в исходной биологической сети будет продолжать идентифицировать себя прежним образом и воспринимать созданный клон именно как клон.

На этом закончу небольшое лирическое отступление в область научной фантастики. Главное, что следует вынести из этой беседы на тему личности и «Я» для продолжения разговора, это то, что мы — это накопленный нами опыт.


Продолжение (Как мы учимся?)

Юрий «Tordenson» Исаев
2012.09.10
Creative Commons License